Капитализация: что это такое и зачем она нужна?

Капитализация — это термин, который часто встречается в статьях по экономике и финансам. Но не все знают, что существует два ключевых понятия: капитализация компании и процентов. Первое относится к стоимости компании, а второе — к накоплению процентов по вложенным средствам. В этой статье мы разберем, что такое капитализация, какие ее виды бывают и зачем она нужна.

Что такое капитализация?

Капитализация — это стоимость компании на рынке. Это понятие играет важную роль как для инвесторов, так и для компаний. Бизнесу этот показатель помогает искать кредиторов, а инвесторам — оценивать потенциальную доходность вложений и инвестиционные риски.

Также термин «капитализация» используется в банковской сфере. Но там он несет в себе иной смысл и относится к начислению процентов по вкладам. Далее мы разберемся в видах капитализации и поясним, зачем она нужна.

Виды капитализации компаний

Капитализация — это многосторонний процесс и он рассматривается с различных точек зрения. В контексте компаний выделяют несколько видов капитализации, каждый из которых отражает разные аспекты стоимости предприятия.

  1. Реальная капитализация показывает стоимость всех активов предприятия.
  2. Маркетинговая капитализация связана с репутацией компании. Ее еще называют субъективной. Она зависит от маркетинговой политики и рекламных кампаний.
  3. Рыночная или фиктивная капитализация — это цена всех выставленных на продажу акций компании. Она считается путем умножения количества акций в обращении на цену одной ценной бумаги.

Все эти виды капитализации взаимосвязаны и влияют друг на друга, формируя общую картину для оценки компании.

капитализация это

Для чего нужна капитализация компаниям?

Главной задачей каждой компании является рост капитала и укрепление позиций на рынке. Для этого предприятия используют капитализацию. Но разные ее формы увеличивают стоимость бизнеса по-своему.

Реальная капитализация показывает эффективность использования ресурсов компании. Многие предприятия реинвестируют прибыль в новое оборудование, инновационные технологии, расширение производственных мощностей или приобретение недвижимости. Так они увеличивают свою производственную базу и потенциал для генерации будущих доходов. Это приводит к росту реальной стоимости имущества компании.

Маркетинговая капитализация отражает важность бренда на рынке. С помощью рекламы компании увеличивают цены нематериальных активов: товарных знаков или интеллектуальной собственности. Такой тип капитализации может привести к повышению доходности бизнеса за счет создания позитивного образа и лояльности среди потребителей.

Показатель рыночной капитализации используется для сравнения компаний из разных отраслей. На основе него инвесторы принимают решения об инвестировании в ту или иную фирму. Помните, что бизнес с высокой рыночной капитализацией считается более надежным. Примерами таких компаний в России считаются Газпром, Роснефть и Сбер.

Например, рыночная капитализация Сбербанка по итогам 4 квартала 2023 года составила 5,9 трлн рублей, хотя в 2014 году этот показатель был на уровне 1,2 трлн рублей.

рыночная капитализация Сбера

Рыночная капитализация Сбера за 2014-2023 годы (трлн рублей). Данные Мосбиржи

Капитализация процентов

Капитализация — это не только понятие, применимое к компаниям, но и важный аспект вложений частных инвесторов. Один из способов максимизации доходности инвестиций — капитализация процентов или так называемый сложный процент. Давайте рассмотрим, как это работает.

Представим, что вы вложили определенную сумму и получаете по ней процентный доход. Капитализация позволит вам получать прибыль с учетом уже накопленных процентов. Это создает эффект «снежного кома», при котором ваш капитал постепенно увеличивается. Такой подход чаще всего используется в банках. Давайте разберем его на примере трехлетнего вклада.

Год 1. В начале года вы вложили 100 000 рублей под 15% годовых. Это значит, что в конце года вы получите 15% от вашего первоначального вклада в виде процентов.
Проценты за первый год: 100 000 рублей * 15% = 15 000 рублей.
Баланс на конец года: 100 000 рублей + 15 000 рублей = 115 000 рублей.

Год 2. Во второй год ваш общий баланс составляет 115 000 рублей. Теперь уже эта сумма будет работать на вас.
Проценты за второй год: 115 000 рублей * 15% = 17 250 рублей.
Баланс на конец года: 115 000 рублей + 17 250 рублей = 132 250 рублей.

Год 3. На начало третьего года ваш баланс составляет 132 250 рублей. Опять же, уже на эту сумму будут начисляться проценты.
Проценты за третий год: 132 250 рублей * 15% = 19 837,5 рублей.
Баланс на конец года: 132 250 рублей + 19 837,5 рублей = 152 087,5 рублей.

Таким образом, за три года ваш процентный доход с учетом капитализации составит 52% от первоначальной суммы. Так, сложный процент позволяет максимизировать вашу потенциальную прибыль и эффективно использовать финансовые ресурсы.

На инвестиционной платформе JetLend капитализация процентов также становится мощным инструментом для инвесторов. Реинвестирование полученной прибыли позволяет использовать этот эффект, увеличивая общую сумму инвестиций и доход. Подробнее о том, как заработать на инвестициях в JetLend читайте в статье.

Заключение

С точки зрения компаний, капитализация — это индикатор финансового состояния предприятия. Она помогает оценить целесообразность вложения средств. Но у этого термина есть еще одно объяснение для инвесторов. Капитализация процентов позволяет им увеличивать свой капитал за счет реинвестирования инвестиционной прибыли.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей платформы и рынка краудлендинга!

Рекомендуем

Рекомендуем