Инвестплатформы и маркетплейсы сформировали новую нишу на финансовом рынке, считает Банк России
Центральный банк (ЦБ) впервые опубликовал статистику деятельности платформенных сервисов, в число которых входят инвестиционные платформы и финансовые маркетплейсы. Согласно данным регулятора, в 2023 году объем инвестиций, привлеченных через платформы, превысил 180 млрд рублей, из которых 22,8 млрд рублей — через краудлендинг.
«Эти результаты свидетельствуют, что на финансовом рынке формируется новая ниша. Ее заняли финансовые и инвестиционные платформы, которые занимаются краудфандингом, а также информационные системы по выпуску цифровых финансовых активов», — говорится в сообщении Банка России.
Платформенные сервисы способствуют появлению альтернативных источников инвестиций, повышению доступности финансовых услуг и продвижению инноваций, отметил ЦБ.
В число платформенных сервисов ЦБ включает:
Ни для кого не секрет, что большинство заемщиков на краудлендинговых платформах — компании малого и среднего бизнеса. Небольшой бизнес предпочитает краудленднинг из-за простоты, гибкости и скорости процесса привлечения финансирования. По подсчетам регулятора, объем привлеченных через краудлендинг средств в 2023 году составил 22,8 млрд рублей, из которых займы МСБ составили 21,9 млрд рублей.
На конец 2023 года количество зарегистрированных инвесторов на краудлендиговых платформах превысило 123 тысячи, из которых более 115 тысяч физические лица, почти 8 тысяч — юридические лица. При этом число активных инвесторов, по данным ЦБ, составляет 69 тысяч, из них 66 тысяч физлица и 3 тысячи — юрлица.
Число зарегистрированных на краудлендинговых платформах заемщиков достигло 47 тысяч: 26 тысяч юрлиц и 21 тысяча индивидуальных предпринимателей. Однако количество активных заемщиков значительно меньше и насчитывает 3705 компаний.
С помощью краудинвестинга за год российский бизнес привлек 4,9 млрд рублей. Таким образом, совокупная сумма привлеченных с помощью краудфандинга средств составляет 27,8 млрд рублей.
Через финансовые платформы было привлечено 81,5 млрд рублей. Большую часть из этой суммы составили банковские продукты — 76,5 млрд рублей. Еще 5 млрд рублей — сделки с ценными бумагами и 1,6 млн рублей — страховые продукты.
Всего на конец года зарегистрировано 9 финансовых маркетплейсов, на которых насчитывалось 1,3 млн зарегистрированных потребителей, но активными из них являлись лишь 51,5 тысяч человек. Свои услуги через такие платформы активно предоставляли 37 финансовых организаций и 6 эмитентов.
На платформах ЦФА под конец прошлого года было зарегистрировано 24,8 тысячи активных пользователей. При этом среди активных значительную часть составляют граждане – их на платформах 24 797 человек, а компаний всего 46. Число обладателей ЦФА и иных цифровых прав превысило 56 тысяч, из которых всего 45 юрлиц.
В настоящее время рынок ЦФА в России находится на этапе зарождения. По подсчетам российских рейтинговых агентств, в ближайшие 2 года он может вырасти до 0,5-1,5 млрд рублей.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей платформы и рынка краудлендинга!
17 / 10 / 2024
26 / 03 / 2024
08 / 09 / 2021